Обобщенность

В нашем произведении взгляд ангела вниз направо, и вся поза его, наклонившегося над облаком, — это поза, если не сочувствующего, то во всяком случае заинтересованного происходящим на земле. Обобщенность (в стиле монументальном) и некоторые детали это как раз, во-первых, особая определенная система изображения и, во-вторых, создание образа, явно расходящегося с церковно-богословским представлением о человеке. Вся фигура ангела окутана поэтичностью сочувствия и сострадания (именно сострадания, а не умиления), поэтичностью, близкой и понятной простому человеку. Вот один из пластических эквивалент..В нашем произведении взгляд ангела вниз направо, и вся поза его, наклонившегося над облаком, — это поза, если не сочувствующего, то во всяком случае заинтересованного происходящим на земле. Обобщенность (в стиле монументальном) и некоторые детали это как раз, во-первых, особая определенная система изображения и, во-вторых, создание образа, явно расходящегося с церковно-богословским представлением о человеке. Вся фигура ангела окутана поэтичностью сочувствия и сострадания (именно сострадания, а не умиления), поэтичностью, близкой и понятной простому человеку. Вот один из пластических эквивалентов единственной роскоши-роскоши человеческого общения. Можно на этом основании (поэтизация) отнести этот образ или манеру резчика к одному из местных вариантов — вспомните о поэтическом мордвине. Совершенно очевидно, что деревянная пластика никак не исчерпывается тем тонким слоем церковной символики, который прежде всего бросается в глаза поверхностному наблюдателю, что она содержит в себе замечательные народные представления о целостной концепции человека. Нам представляется в связи с этим очень важным рассмотреть группу деревянных скульптур, относящихся к изображению главного символа новой религии — распятию. Этих памятников в нашем музее немного, всего четыре. Но они примечательны и все вместе и каждый в отдельности. Все вместе они являют собой образец довольно значительного разночтения одной только легенды. В этом выявляется неисчерпаемость народной фантазии. В этом проявляется и своеобразное отношение к этому символу. Каждый раз новая трактовка зависит как от таланта и способностей резчика, так и от его понимания того, что он изображает. Распятие из краеведческого музея Саранска наиболее сохранившийся памятник. Нет только самого креста, этой, по выражению Д. Шостаковича, виселицы замедленного действия.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *