Образ в окружающем пространстве

Ведь смешно было бы думать, что в замысел образа матери, например, входил и этот взметнувшийся вверх кусок урундая (как рука к небу), который придает образу неповторимость, многогранность и динамику, включает образ в окружающее пространство. Именно материал предложил так верно и этот объем, и эту взметнувшуюся вверх вертикаль — стойкость характера — и цвет, и фактуру необработанной поверхности. Именно во взаимодействии с этим материалом и родился образ. Народный же мастер создал своего распятого несколько по иному принципу, в основе которого тоже лежит диалог. Но это уже диалог профессионала, ..Ведь смешно было бы думать, что в замысел образа матери, например, входил и этот взметнувшийся вверх кусок урундая (как рука к небу), который придает образу неповторимость, многогранность и динамику, включает образ в окружающее пространство. Именно материал предложил так верно и этот объем, и эту взметнувшуюся вверх вертикаль — стойкость характера — и цвет, и фактуру необработанной поверхности. Именно во взаимодействии с этим материалом и родился образ. Народный же мастер создал своего распятого несколько по иному принципу, в основе которого тоже лежит диалог. Но это уже диалог профессионала, который плохо слышит материал и авторитарно управляет его обработкой. Это монархическая авторитарность в отличие от республиканской авторитарности Эрьзи. Надо было иметь способности гениального скульптора, чтобы вступить в диалог с материалом, чтобы дать ему слово — Это и народные традиции, и традиции Возрождения. Есть еще одна интересная группа скульптур в нашем музее. Рассматривая их, удивляешься, сколь скупыми средствами добился резчик столь многообразного смысла и впечатляющей эмоциональности. Речь идет о произведениях Спас в темнице, Полуночный Спас и т. д. Некоторые ученые считают, что этот сюжет пришел к нам с Запада, скорее всего из Польши, либо с гравюр немецких изданий библии. Известный исследователь деревянной скульптуры Н. В. Мальцев считает, например, что широкое (относительно) распространение в Поволжье скульптура получила с XVI века, когда Макарий стал внедрять ее путем посылки скульптур — изображений Николы, Параскевы и иных покровителей крепостей и городской торговли в наиболее значительные города и монастыри. До сих пор у нас в Мордовии не обнаружено ни одной деревянной Параскевы-Пятницы. Никола же преподнесен как грозный епископ. Он еще не стал тем Николой-заступником, изображение которого так распространено у славян.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *