Найдены такие описания и об идолах мордовского народа. Вот они, предоставленные бывшим заведующим сектором археологии и этнографии Мордовского НИИЯЛИЭ В. Н. Мартьяновым. Первое. Когда-то, очень давно, один мордовский князь кочевал на месте этого села. Тут у него умерла жена, и в память ее огорченный князь вырезал из дерева ее статую, т. е. сосновую бабу, — сообщает А. Дубасов в Исторических известиях о мордве, населяющей Тамбовскую губернию. Второе. Идол, обоготворяемый некрещеною мордвой, по-мордовски… значит: избной, лесной, борный бог. Этот бог, или идол, находится и бдительно хранится мо..Найдены такие описания и об идолах мордовского народа. Вот они, предоставленные бывшим заведующим сектором археологии и этнографии Мордовского НИИЯЛИЭ В. Н. Мартьяновым. Первое. Когда-то, очень давно, один мордовский князь кочевал на месте этого села. Тут у него умерла жена, и в память ее огорченный князь вырезал из дерева ее статую, т. е. сосновую бабу, — сообщает А. Дубасов в Исторических известиях о мордве, населяющей Тамбовскую губернию. Второе. Идол, обоготворяемый некрещеною мордвой, по-мордовски… значит: избной, лесной, борный бог. Этот бог, или идол, находится и бдительно хранится мордвою в роще, от присутствия бога именуемой священною. Это, так сказать, описания старинные. Они вполне заслуживают доверия, потому что в те времена еще действительно могли сохраниться идолы, которым поклонялась языческая деревня. Но вот появляются и новые интересные наблюдения современных ученых. Так, доктор искусствоведения Г. К. Вагнер в статье Скульптура древней Руси, а затем и в книгах Белокаменная резьба древнего Суздаля и Скульптура древней Руси отмечает: Особенно поэтичны и пластически разнообразны женские лики в скульптуре церкви Покрова на Нерли. Исследователь относит широкоскулые лица к местному мордовскому типу. И говорит о пантеизме. Напомним, кстати, сколько раз в аргентинской печати писали о пантеизме Эрьзи. Далее Г. К. Вагнер пишет о том, что суздальские женские лики продолжали оригинальное направление, зародившееся в скульптурах храма Покрова на Нерли, а мастера не задумываясь, воспроизвели в своих рельефах тот русско-мордовский женский тип, на котором воспитался их вкус. Рассматривая подробнее приемы резьбы широколицых голов, исследователь указывает затем: Во всем сказанном следует видеть не столько анархизм, сколько признаки самостоятельной, не подражательной работы, то здоровое чувство реализма, которое позволило мастерам отойти от более совершенных, но абстрактных прообразов в скульптуре боголюбовского храма.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июл | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
- Июль 2024
- Июнь 2024
- Апрель 2024
- Март 2024
- Февраль 2024
- Январь 2024
- Ноябрь 2023
- Октябрь 2023
- Август 2023
- Апрель 2022
- Март 2022
- Февраль 2022
- Декабрь 2021
- Июль 2021
- Июнь 2021
- Февраль 2021
- Сентябрь 2020
- Февраль 2020
- Сентябрь 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Декабрь 2000
Добавить комментарий