Взаимодействие современного и примитивного искусства

Истлевают полотна и пергаменты, гниет дерево, окисляются металлы, крошится камень. Но формы воспроизводимые из поколения в поколение, при наличии живой традиции противостоят Времени и заполняют Пространство, превращая хаос в космос. Не менее важно, пожалуй, и то, что деревянная скульптура остается вечным, хотя и незримым хлебом насущным (Бурдель) для молодых искусств. И в этом состоит ее непреходящая ценность. Бесспорно, это относится и к народным промыслам, в которых пластический дар народа оживает вновь и вновь. Мы укажем лишь на некоторые факты, свидетельствующие о справедливости этих полож..Истлевают полотна и пергаменты, гниет дерево, окисляются металлы, крошится камень. Но формы воспроизводимые из поколения в поколение, при наличии живой традиции противостоят Времени и заполняют Пространство, превращая хаос в космос. Не менее важно, пожалуй, и то, что деревянная скульптура остается вечным, хотя и незримым хлебом насущным (Бурдель) для молодых искусств. И в этом состоит ее непреходящая ценность. Бесспорно, это относится и к народным промыслам, в которых пластический дар народа оживает вновь и вновь. Мы укажем лишь на некоторые факты, свидетельствующие о справедливости этих положений. Причины же, очевидно, нужно искать в самих памятниках деревянной скульптуры и марионетках, сохранивших в себе некоторые основополагающие пластические принципы, годные и для новейшего времени. В самом деле: народное искусство когда-то выделило из себя профессиональное. В этом высоком искусстве получили полное развитие все слагаемые мышления в образах. Но с течением времени становится все более очевидным, что корни всех этих элементов там, в народном искусстве. Вот почему мир время от времени охватывает лихорадка поисков и изучения примитивов. Приникая к первоосновам, художники не только испытывают радостное чувство понимания бесхитростных, наивных, детских и т. д. приемов, но видят в этих незамутненных никакой конъюнктурой приемах подлинно родовую сущность человеческого восприятия мира и ощущают их непреходящую ценность. Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде? — спрашивал К. Маркс. Иногда, правда, взаимодействие современного и примитивного искусства происходит путями, наукой непредусмотренными. Вот, скажем, в самом деле, посмотрите на портрет поэта И. Зиедониса (1968 г.) работы заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР Л. М. Давыдовой-Медене и сравните пластические принципы ее с манерой резчика марионеток.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *