Народные промыслы

Все крупные исследователи народного искусства показали, что именно традиция, покоящаяся на коллективном опыте, помогает сохранению народного искусства в его классической основе. Возрождая народные промыслы, необходимо помнить об этом важнейшем условии. Как часто еще, создавая мастерские народных промыслов, превращали мастеров их в простых копиистов. Правда, здесь бывали и художники, но им отводилась роль творца, создающего образцы, по которым надлежит гнать продукцию. Естественно, что это не может служить развитию народных ремесел, как свидетельствует печальный опыт промыслов Абрамцева и Талыш..Все крупные исследователи народного искусства показали, что именно традиция, покоящаяся на коллективном опыте, помогает сохранению народного искусства в его классической основе. Возрождая народные промыслы, необходимо помнить об этом важнейшем условии. Как часто еще, создавая мастерские народных промыслов, превращали мастеров их в простых копиистов. Правда, здесь бывали и художники, но им отводилась роль творца, создающего образцы, по которым надлежит гнать продукцию. Естественно, что это не может служить развитию народных ремесел, как свидетельствует печальный опыт промыслов Абрамцева и Талышкина, созданных в начале века. Изучая памятники народного искусства, необходимо прежде всего выявлять именно то традиционное начало, которое позволяет сохранить самое существенное и непременно оставить простор для индивидуального творчества. Как свидетельствует опыт наших лучших артелей народных промыслов, традиционность и сейчас является непременным условием успеха и развития народных промыслов. Не следует поэтому бояться слова традиционность. В нем и намека нет на консервативность. Подлинная народная традиционность всегда оставляет простор для творчества, в этом традиция тоже очень традиционна. Ведь вся наша духовная культура и по своим задачам и по своей сущности как раз традиционна. Для этого не нужно приводить примеров, стоит только рассмотреть самое культуру. Мудрая неторопливость народного искусства условие сохранения всего самого лучшего как основы развития таланта. Но это отнюдь не стилизация, подстерегающая того, кто в традиции видит одну только неподвижность. Тогда пропадает дух искусства и превалирует лишь производство вещей для быта и украшения его. В подлинно народных мастерских народное искусство равноправно с профессиональным, и отношения художника с мастером тоже должны быть равноправными. Именно художник обязан удерживать мастера и от стилизации, и от точного повторения образцов. Да, должен быть сохранен принцип, мотив, сюжет, узор. А на его основе создавать, каждый раз варьируя, новое произведение, сохраняющее прелесть старого, традиционного и нового, современного. ОГЛАВЛЕНИЕ Глава первая. Введение. Постановка проблемы Глава вторая. Идолы и куклы. Протооригиналы, традиции и современность Глава третья. Наивное искусство марионеток Глава четвертая. Мордовские боги Глава пятая. Современная деревянная скульптура Заключение

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *