Сохранность совершенно различная — от полной, как у распятия из Саранска, до почти целиком утраченной у спасов, где лишь следы росписи. В подавляющем своем большинстве деревянная скульптура предположительно датируется XIX веком. Однако есть произведения (их очень немного) и на два столетия старше. И время, и особенно условия хранения случайными лицами, в отдельных случаях просто непонимание культурной ценности скульптуры привели к тому, что произведения сохранились не полностью. У одних утрачена лишь роспись, у других остался лишь торс или голова, и они (это более поздние, как ни странно) суще..Сохранность совершенно различная — от полной, как у распятия из Саранска, до почти целиком утраченной у спасов, где лишь следы росписи. В подавляющем своем большинстве деревянная скульптура предположительно датируется XIX веком. Однако есть произведения (их очень немного) и на два столетия старше. И время, и особенно условия хранения случайными лицами, в отдельных случаях просто непонимание культурной ценности скульптуры привели к тому, что произведения сохранились не полностью. У одних утрачена лишь роспись, у других остался лишь торс или голова, и они (это более поздние, как ни странно) существуют лишь во фрагментах. Полностью утрачены атрибуты церковной символики, за исключением обломка посоха. Но это послужило тому, что проявились более полно и четко чисто пластические достоинства произведений. Совершенно очевидно, что эта символика для автора совершенно не главное в скульптуре. В его творческом тигле сплавились и традиция, и опыт, и требования заказчика, и местные влияния. Последнее, пожалуй, самое важное. Сравнивая произведения деревянной скульптуры, видишь, что мастера ее в отличие от иконописцев брали типаж для своих богов и святых отнюдь не с византийских или иных прототипов. И даже не с икон. Чаще всего они списывали своих святых с самых обыкновенных крестьян окрестных сел, местных жителей. Остановимся на этом вопросе несколько дольше. Дело в том, что такой крупнейший знаток древней русской скульптуры, как профессор Г. К. Вагнер, в своих безупречно аргументированных исследованиях показал, что даже в рельефах церкви Покрова на Нерли в широкоскулых лицах, возможно, отразился местный мордовский тип. Стало быть, такая практика уже имела место в изобразительном искусстве. Во-первых, это говорит о том, что искусство уже обращалось за прототипами к жизни, а не к традиции. Во-вторых, такой интерес к местным типам мог проявить мастер, либо его ученик, которому они тоже близки,- местного происхождения камнерезчик или его ученик.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июл | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
- Июль 2024
- Июнь 2024
- Апрель 2024
- Март 2024
- Февраль 2024
- Январь 2024
- Ноябрь 2023
- Октябрь 2023
- Август 2023
- Апрель 2022
- Март 2022
- Февраль 2022
- Декабрь 2021
- Июль 2021
- Июнь 2021
- Февраль 2021
- Сентябрь 2020
- Февраль 2020
- Сентябрь 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Декабрь 2000
Добавить комментарий