Нельзя сказать, чтобы она совершенно не привлекала внимания и эстетически. Этой скульптуре посвящена статья В. Семеновых Деревянная скульптура нижегородцев, опубликованная журналом Волга в 1968 году; И. Мальцев говорит о ней в своей статье в Сообщениях Государственного Русского музея. Статья В. Семеновых интересна, во-первых, наблюдениями автора над историческими судьбами и взаимовлияниями культур русского и мордовского населения междуречья Оки и Волги, над общими чертами жизненного уклада, отражения его в искусстве, религии, о влиянии всего этого на деревянную скульптуру. Но главный интерес с..Нельзя сказать, чтобы она совершенно не привлекала внимания и эстетически. Этой скульптуре посвящена статья В. Семеновых Деревянная скульптура нижегородцев, опубликованная журналом Волга в 1968 году; И. Мальцев говорит о ней в своей статье в Сообщениях Государственного Русского музея. Статья В. Семеновых интересна, во-первых, наблюдениями автора над историческими судьбами и взаимовлияниями культур русского и мордовского населения междуречья Оки и Волги, над общими чертами жизненного уклада, отражения его в искусстве, религии, о влиянии всего этого на деревянную скульптуру. Но главный интерес статьи для нас еще и в сообщениях о наблюдениях автора, в которых он пишет: О самых древних образцах деревянной русской скульптуры мы можем иметь представление по мордовским деревянным идолам (разрядка наша.- Н. Ш.), сохранившимся до наших дней в Горьковской области. Виденный мною в 1934 году в деревне Новоселки Лукояновского района деревянный божок очень напоминал собою аналогичные деревянные изваяния народов севера. Небольшой (30-35 см) деревянный брус, которому приданы очертания головы и торса без рук и ног. Такими и были первые деревянные скульптуры древних русичей. Некоторые ученые до сих пор полагают, будто древняя мордва не имела антропоморфных изображений — идолов. Такое мнение сложилось прежде всего потому, что таких изображений нет в распоряжении ученых, не сохранились, если и были. Но если не сохранились, стало быть, их и не было. Логика, что и говорить, беспощадная. Но ведь тогда надо усомниться и в существовании идолов — Перуна, Волоса, Мокоши и прочих из славянского пантеона! Эти идолы существуют лишь в описании. Збручский идол, конечно, славянского происхождения, но это по такой логике не доказательство. Мы же наши сведения об этих идолах имеем лишь из описаний.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июл | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
- Июль 2024
- Июнь 2024
- Апрель 2024
- Март 2024
- Февраль 2024
- Январь 2024
- Ноябрь 2023
- Октябрь 2023
- Август 2023
- Апрель 2022
- Март 2022
- Февраль 2022
- Декабрь 2021
- Июль 2021
- Июнь 2021
- Февраль 2021
- Сентябрь 2020
- Февраль 2020
- Сентябрь 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Декабрь 2000
Добавить комментарий