На наш взгляд, мордовская мифология, известная все еще далеко не полностью, использовала христианскую символику как оболочку для своего существования, и это отражалось на характере самих произведений. Найти и показать эти напластования — задача интересная. Тем более, что есть примеры, когда крестьяне, скажем, в Пензенской области называли христианских богов мордовскими именами нишке паз, например. Но самое важное, конечно, в своеобразном эстетическом переосмыслении (в конечном итоге) своеобычных деревянных скульптур. Ведь функция утверждения — одна из основополагающих функций вообще антропомор..На наш взгляд, мордовская мифология, известная все еще далеко не полностью, использовала христианскую символику как оболочку для своего существования, и это отражалось на характере самих произведений. Найти и показать эти напластования — задача интересная. Тем более, что есть примеры, когда крестьяне, скажем, в Пензенской области называли христианских богов мордовскими именами нишке паз, например. Но самое важное, конечно, в своеобразном эстетическом переосмыслении (в конечном итоге) своеобычных деревянных скульптур. Ведь функция утверждения — одна из основополагающих функций вообще антропоморфного изображения. Не отдавать же такую возможность христианству без остатка. О деревянной скульптуре у нас в стране уже созданы интересные и весьма содержательные работы и альбомы Н. Н. Померанцева, Н. Н. Серебренникова (Пермь), А. В. Чекалова, В. А. Десятникова и т. д. В них даны описания и анализ и отдельных памятников, и целых коллекций. Однако произведения народного творчества, обнаруженные и собранные (повторяю, частично) в Мордовии, довольно своеобразны и представляют значительный интерес во многих отношениях. А куклы-марионетки впервые вводятся нами в исследуемый вопрос. К сожалению, в республике до сих пор никто не занимался пластическим народным искусством, и особенно деревянной скульптурой. Хотя мощное пластическое своеобразие С. Д. Эрьзи давно должно было бы подтолкнуть исследователей в этом направлении. Но теперь, с созданием музея народного искусства и зодчества, дело сдвинулось с места. В условиях, когда произошел еще только сбор материала, естественно, что некоторая описательность будет предшествовать анализу эстетических и семантических особенностей произведений. Цель — исследовать памятники на возможно более широком фоне культуры, мифологии и этноса народа — также привлекательна и неисчерпаема своими глубинами. Поэтому автор никак не претендует на полноту и законченность своих выводов. Тем более, что каждая летняя экспедиция, безусловно, принесет новые памятники.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июл | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
- Июль 2024
- Июнь 2024
- Апрель 2024
- Март 2024
- Февраль 2024
- Январь 2024
- Ноябрь 2023
- Октябрь 2023
- Август 2023
- Апрель 2022
- Март 2022
- Февраль 2022
- Декабрь 2021
- Июль 2021
- Июнь 2021
- Февраль 2021
- Сентябрь 2020
- Февраль 2020
- Сентябрь 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Декабрь 2000
Добавить комментарий